Критикуем дизайнеров и разработчиков правильно. Четыре принципа эффективной коммуникации.

Не секрет, что грамотный подход к управлению способен существенно улучшить работу любой компании, сократить процент совершаемых ошибок и увеличить эффективность труда. Что касается ИТ-индустрии, то тут качественное управление персоналом играет одну из ключевых ролей, особенно, когда речь заходит о работе огромной команды самых разных специалистов. Сегодня мы расскажем о простых, но крайне эффективных способах взаимодействия с такими работниками, как программисты и дизайнеры. В частности, речь пойдет о критике и так называемом «разборе полетов».

Своим опытом в этом деле поделился Таннер Кристенсен (продакт-дизайнер Facebook) в своем блоге. Кристенсен рассказал о том, как происходит процесс обсуждения работы и взаимодействие с разработчиками и дизайнерами при выполнении крупных проектов. По словам автора, когда он только начал свою работу с Facebook, длительные совещания, посвященные критике чужой работы, занимали достаточно существенную часть времени. Такой подход настораживал и казался Кристенсену малоэффективным: во-первых, цели такого мероприятия многим не ясны, следовательно, достичь результата не получится; во-вторых, совещания в процессе работы над проектом могут быть провальны, так как никто не хочет в открытую говорить о своих разработках, боясь критики.

Однако, спустя пару месяцев работы, Кристенсен понял, что на самом деле подобные совещания в Facebook построены совсем на других методах и отличаются от того, с чем он раньше сталкивался. В компании отсутствовала традиция пустой критики и самопродвижения за счет других, а в работе с коллегами были использованы принципы, взятые из книги Джареда Спула «Moving from Critical Review to Critique».

Мы постараемся кратко рассказать об основных методиках при «разборе полетов», обозначенных Кристенсеном в своем материале и которые показали свою эффективность на примере компании Facebook.

Распределение ролей

Совещание, посвященное критике, не должно быть хаосом, у каждого здесь должна быть своя собственная роль, например, докладчик, модератор и аудитория. При таком распределении ролей задача докладчика состоит в том, чтобы кратко описать суть проблемы или идеи и представить разработку, над которой сейчас работает команда; при этом не обязательно делать яркую презентацию, достаточно точно описать идею.

Задача аудитории (любого, кто не имеет другой роли) в том, чтобы вникнуть в проблему и задать как можно большее количество вопросов. Вопросы – это именно тот инструмент, который позволяет взглянуть на идею с новой стороны, обозначить грани, которые ранее не рассматривались и подтолкнуть к дальнейшим действиям основную команду. Грамотный вопрос – половина успеха.

Задача модератора – следить за тем, чтобы мероприятие прошло по четко оговоренной схеме. Модератор должен задать регламент, следить за его исполнением, тщательно все документировать, направляя творческую мысль других сотрудников в нужное русло, избегая хаоса.

Распределение ролей позволяет максимально эффективно расходовать отведенное время, так как все участники выполняют четко оговоренный круг функций, не распыляясь и не тратя свои силы и время на что-то другое.

Осведомленность всей команды

Как бы странно это не звучало, но при «разборе полетов» крайне важно, чтобы каждый член команды четко понимал, в чем состоит обсуждаемая проблема и был знаком со всеми нюансами и деталями проекта. Докладчик должен рассказать о своей работе так, чтобы каждый человек в аудитории понимал:

  • Какая ведется работа (какая идея разрабатывается)
  • На какой стадии находится работа;
  • В чем актуальность данной работы;
  • Какую помощь/обратную связь от коллег хочет получить докладчик.

Основная задача при представлении своих разработок – дать понять аудитории, что докладчик ждет от нее предложений и помощи в работе и согласен на командные решения. В рамках представления доклада уместно задавать вопросы, чтобы убедиться, что все члены команды верно поняли суть проблемы.

Только тогда, когда все участники дискуссии придут к единому мнению относительно формулировок, можно двигаться дальше.

Конструктивная критика и помощь вместо ругани

Эта истина стара, как мир: только конструктивная критика способна помочь в решении проблемы. Задача критикующих состоит не в том, чтобы «потопить» докладчика, но в том, чтобы помочь ему найти решение существующих проблем, обратить его внимание на недостатки и острые углы. Задача критика – конструктивный диалог.

Критика и критицизм – две абсолютно разные вещи. В то время, как критика порождает вопросы и выявляет возможности, критицизм устанавливает суждения и ищет ошибки. Критика не содержит перехода на личности, она конкретна и созидательна, направлена на совершенствование проекта и достижение общей цели, а не унижение конкретного работника и указания на его профессиональную несостоятельность.

В контексте данного пункта, критика – сила, двигающая команду к принятию решения и вдохновляющая ее.

Запрет на гаджеты

Разбор полетов требует от всех участников полного сосредоточения, а гаджеты серьезно мешают этому. Именно поэтому во время совещаний в Facebook запрещены ноутбуки, смартфоны и другая техника, кроме тех случаев, когда технику использует модератор или докладчик для проведения презентации или фиксирования результатов дискуссии.

Эти простые правила, обозначенные Кристенсеном в своем блоге, способны при грамотном использовании превратить бессмысленные совещания с руганью в эффективные часы работы, которые приносят пользу всей команде. Кроме того, не стоит забывать, что подобные мероприятия – работа командная и роль каждого конкретного человека здесь чрезвычайно важна.

Критикуйте правильно, это помогает созидать!

Статью подготовил Руководитель отдела Продаж, Лаптев Александр.

Если у вас возникли вопросы, просто наберите (812) 425-12-19

Так же, вы можете ознакомиться с ценами на аренду программного обеспечения по этой ссылке.

Или с ценами на обслуживание организаций по этой ссылке.

Теги:
Поделиться с друзяьми: